<< Главная страница

СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Время, которое занимает составление бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки предпринимателя. Обычно на это уходит не менее двухсот часов. План должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, его потенциальный инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели. Кроме того, работа над планом помогает и самому предпринимателю лучше все продумать и взвесить.
Приступая к составлению бизнес-плана, многие склонны недооценивать временные затраты, которых потребует эта работа, однако, втянувшись в нее, предприниматель начинает понимать, что, если он хочет получить надежный план, ему придется потратить чрезвычайно много времени и сил.
Примерная структура бизнес-плана приведена в табл. 5.1. В последующих разделах настоящей главы мы поговорим о каждом из пунктов этого плана подробнее.
Таблица 5.1 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА L Титульный лист а.         Название и адрес фирмы б.         Имена и адреса учредителей в.         Суть предлагаемого проекта г.         Стоимость проекта д.         Ссылка на секретность П. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта (3—4 страницы) Ш. Анализ положения дел в отрасли а Текущая ситуация и тенденции ее развития б.         Потенциальные конкуренты в.         Потенциальные потребители IV.       Существо предлагаемого проекта а Продукты б.         Услуги в.         Помещение под офис, оборудование для него г.         Административный и производственный персонал д.         Сведения о самом предпринимателе и его партнерах V.        Производственный план а Описание производственного процесса; какие операции предполагается поручить субподрядчикам б.         Производственные помещения в.         Станки, оборудование г.         Поставщики сырья VI.       План маркетинга а Цены б.         Каналы сбыта в.         Реклама г.         Прогноз новой продукции д.         Целевые показатели VII.      Организационный план а.         Форма собственности б.         Сидения о партнерах или основных пайщиках в.         Мера ответственности партнеров (пайщиков) г.         Сведения о членах руководящего состава д.         Организационная структура, распределение Обязанностей VIII.    Оценка риска а.         В чем заключаются слабые стороны предприятия?
б.         Вероятность появления новых технологий а Альтернативные стратегии К. Финансовый план а План доходов и расходов б.         План денежных поступлений и платежей в.         Балансовый план г.         Точка самоокупаемости д.         Источники н использование средств X. Приложения а Письма б.         Копии контрактов, лицензий и т.п.
в.         Копии документов, из которых взяты исходные данные 70 г.         Прейскуранты поставщиков Титульный лист На титульном листе нужно указать следующее:
—        полное название и адрес фирмы;
—        имя предпринимателя и его домашний телефон;
—        суть предлагаемого проекта (2—3 фразы);
—        совокупная стоимость проекта. Здесь можно сразу же указать предполагаемые источники получения средств — выпуск акций, займы и т.д., хотя многие венчурные капиталисты предпочитают решать этот вопрос самостоятельно;
—        заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению. Для предпринимателя это важно, поскольку защищает его права на идею.
Суть предлагаемого проекта и его ориентировочную стоимость рекомендуется указывать на титульном листе, поскольку, имея такую справку, потенциальные инвесторы могут сразу понять, о чем идет речь и сколько это может стоить, не читая подробно весь .план. Пример титульного листа приводится в табл. 5.2.
Вводная часть Вводная часть пишется, как правило, уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 3—4 страниц) и должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Именно по содержимому зводной части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время дальше и читать план до конца. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно — чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что это предприятие добьется успеха.
Анализ положения дел в отрасли Очень важно преподнести идею нового предприятия в контексте сложившегося состояния дел в отрасли — ведь одним из критериев, на основании которых потенциальный инвестор судит о шансах нового предприятия на победу в конкурентной борьбе, как роз и является ситуация на рынке продукции этого класса. Таким образом, в бизнес-плане рекомендуется провести краткий исторический экскурс, дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о намечающихся тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны и то, какую роль может сыграть каждый из них в судьбе затеваемого дела.
Необходимо также дать ответ на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги нового предприятия. Для этого нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на каком-то одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть в том числе и от остроты конкурентной борьбы, которая для продукции одного типа может быть слабее, для другого — сильнее.
Необходимо взять на заметку все прогнозы по данной отрасли, какие только удастся разыскать (подобные прогнозы обычно можно найти в правительственных отчетах или в отчетах отраслевых ассоциаций). Следует иметь в виду, что потенциальные инвесторы обычно предпочитают вкладывать свои деньги в быстрорастущие отрасли. Примерный круг вопросов, который должен быть освещен в этом разделе бизнес-плана, приводится в табл. 5.3.
Таблица 5.3 АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ 1.         Какова была динамика продаж по отрасли за последние 5 лет?
2.         Какие ожидаются темпы прироста по отрасли?
3.         Сколько новых: фирм возникло в этой отрасли за последние 3 года?
4.         Какие коше виды продукции появились в отрасли за последнее время?
5.         Потенциальные конкуренты: кто они?
6.         За счет чего можно выдвинуться вперед?
7.         Как идут дела у конкурентов: растут ли их продажи, убывают ли или держатся на одном и том же уровне?
8.         В чем сила и слабость ваших конкурентов?
9.         Потенциальные потребители: кто они?
10. Отличается ли возможный круг потребителей вашей продукции от того круга потребителей, на который рассчитана продукция конкурентов?
Существо предлагаемого проекта В данном разделе бизнес-плана следует дать подробное изложение предлагаемого проекта, что позволит инвестору оценить специализацию и размеры предприятия. Нужно описать предлагаемый продукт или усл>гу, рассказать о том, где и в каком помещении будет находиться фирма или ее офис, сколько и каких специалистов потребуется, рассказать немного о себе и своих партнерах (если таковые имеются) и, если предприятие уже существует, рассказать о том, что к как оно выпускало раньше. Основные вопросы, на которые необходимо дать ответ в этом разделе бизнес-плана, перечислены в табл. 5,4.
Производственный план Если создаваемое предприятие относится х категории производственных, для него необходимо составить производственный план, содержащий полное описание всего производственного процесса. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая имя субподрядчика (название фирмы), его адрес, причины, по которым был сделан такой выбор, цены и информацию о ранее заключенных контрактах (если таковые были). По тем операциям, которые предполагается выполнять силами самого предприятия, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием для каждого наименования фирмы-поставщика (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем.
Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговую точку или сервисное предприятие, то данный раздел плана можно назвать, например, «Торговый план» и описать в нем процедуру закупки партий товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений. Главные пункты, которые должны быть раскрыты в данном разделе бизнес-плана, представлены в табл. 5.5.
Таблица 5.5 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 1.         Дать полное описание всего производственного процесса. Перечислить операции, которые предполагается поручить субподрядчикам.
2.         Указать имена (названия фирм) и адреса субподрядчиков.
3.         Объясните, почему были выбраны именно эти субподрядчики.
4.         Сколько вы платите или собираетесь платить субподрядчику? Приложите копни контрактов, если тахопые имеются.
5.         Приведите схему производственных потоков (желательно в графическом виде), 6.         Какое  производственное оборудование потребуется купить (арендовать) в первую очередь?
7.         Какое потребуется сырье (материалы)?
8.         Кто будет поставлять это сырье и но каким цепам?
9.         Какова будет себестоимость производимого продухта? 10. Какое оборудование может понадобиться в будущем?
ДЛЯ торговых и сервисных предприятий:
1.         У кого вы предполагаете закупать свой товар?
2.         Как предполагается построить систему управления запасами на складе?
3.         Есть ли подходящее помещение для магазина и для склада?
План маркетинга План маркетинга, который будет подробно описан в гл. 6, представляет собой важнейший раздел бизнес-плана. В нем описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую на него назначить цену и как проводить рекламную кампанию, план маркетинга должен также включать в себя прогнозы продаж каждого из намечаемых к производству товара или услуги, что поможет оценить проектную рентабельность предприятия. Вопросы составления плана маркетинга и контроля за его исполнением подробно обсуждаются в гл. 6.
Потенциальные инвесторы считают план маркетинга важнейшим компонентом успеха нового предприятия, поэтому к его составлению следует отнестись серьезно — нужно очень тщательно все продумать и убедиться, что предлагаемая стратегия действительно может быть реализована. На действующих предприятиях план по маркетингу составляется на год вперед. За его выполнением внимательно следят и ежемесячно или еженедельно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке. Начинающий предприниматель должен научиться составлять план маркетинга и сверять с ним свои текущие решения — благодаря этому он всегда будет знать, куда лежит его путь и в каком месте этого пути он в данный момент находится.
Организационный план В данном разделе бизнес-плана следует указать форму собственности создаваемого предприятия — будет ли это единоличное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если предприятие мыслится как товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если речь идет об акционерном обществе, необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций, о том, к какому типу эти акции относятся, указать имена, адреса и краткие биографические сведения о всех членах совета директоров и руководителях этого предприятия. Рекомендуется также представить организационную схему с указанием для каждого руководителя его места в организационной иерархии и круга его обязанностей, Подробнее о различных вариантах организационной структуры и о том, как составляется организационный план предприятия, мы поговорим в гл. 8.
В табл. 5.6 приводится примерный перечень вопросов, на которые предприниматель должен ответить, составляя организационный план. Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить ясное представление о TOXI, кто именно будет осуществлять руководство компанией и каким образом будут складываться отношения между членами руководства на практике.
Таблица 5.6 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА 1.         Какова форма собственности создаваемого предприятия?
2.         Если речь идет о товариществе, расскажите о партнерах н об условиях уставного соглашения.
3.         Если речь идет об акционерном обществе, рассхажнте об основных пайщиках и о том, хахой долей основного капитала фирмы они располагают.
4.         Сколько акций и   какого типа (с правом и без права голоса) было уже выпущено? Сколько предполагается выпустить еще?
5.         Перечислите членов совета директоров (имена, адреса, краткие биографические справки).
6.         Кто обладает правом подписи финансовых документов?
7.         Кто входит в руководящий состаа предприятия? Укажите имена, адреса, приведите краткие биографические справки.
8.         Как распределяются обязанности между членами руководящего состава?
9.         Какую зарплату предполагается назначить членам руховодяще-го состава? Будут ли им выплачиваться премии, надбавки?
Оценка риска Каждое новое предприятие неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее выработать сгратегии их преодоления. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может также представлять технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для предприятия не представляет, в бизнес-плане необходимо все же на них сослаться и обосновать, почему на этот счет беспокоиться не стоит.
Полезно также заранее выработать стратегию свое-то поведения на случай внезапного возникновения угрозы со стороны какого-либо из этих факторов. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.
Финансовый план О финансовом плане мы будем подробно говорить в гл. 8. Так же как и план маркетинга, производственный и организационный планы, финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана, но с точки зрения потенциального инвестора он представляет особую ценность, поскольку обосновывает потребность нового предприятия в инвестициях и позволяет судить о том, насколько предлагаемый проект во-обще приемлем с экономической точки зрения.
Финансовый план, как правило, состоит из трех частей. Во-первых, он должен содержать сводный прогноз доходов и расходов по крайней мере на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Пример такого прогноза приводится в гл. 7. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованных товаров и различные статьи расходов. Зная ставки подоходного налога, на основании этих данных можно получить прогноз чистой прибыли предприятия после вычета налогов.
Во-вторых, в финансовый план должен входить прогноз денежной наличности. Такой прогноз также составляется на три года вперед, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности на месячной основе, особенно для первого года, является очень важным моментом. Учтите, что объемы продаж и, следовательно, доходы могут очень сильноразли-чаться в зависимости от месяца или времени года, да и деньги, вырученные от продаж, поступают в кассу или на банковский счет предприятия не мгновенно, а с некоторым лагом, поэтому, даже если товар расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия постоянных затрат — например, для выплаты заработной платы или оплаты счетов за пользование электричеством. Порядок составления прогноза денежной наличности подробно описывается в гл. 7. Наконец, третий раздел финансового плана — это прогноз активов и пассивов предприятия на конец года, т.е. балансовый план. В этом плане следует отражать активы и пассивы предприятия, средства, вложен-inic в развитие производства самим предпринимателем и его партнерами, и нераспределенную прибыль. 11одробнее о том, что представляет собой балансовый план и как его составлять, мы поговорим в гл. 7. В финансовом плане должны быть также перечислены нес предположения, на основании которых этот прогноз строился, чтобы потенциальный инвестор мог понять, как были получены эти цифры.
Приложение В приложении к бизнес-плану можно привести любые документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые в бизнес-плане есть ссылки.
Примерами документов, которые можно привести в приложении, являются письма от клиентов, торговых организаций, субподрядчиков. Сюда следует также включить копии документов, из которых была почерпнута информация при составлении бизнес-плана, копии уже заключенных договоров, если таковые имеются, а также прейскуранты поставщиков и фирм-конкурентов.


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация