ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Основным источником доходов большинства предприятий являются продажи. Именно продажи определяют все прочие аспекты деятельности предприятия, поэтому составление финансового плана начинается с прогнозирования продаж. Основой для такого прогноза должен служить план маркетинга, обсужденный нами в предыдущей главе.
В табл. 7.1 приводится план доходов и расходов, составленный фирмой «Эм-пи-пи пластике» на первый год своего существования (фирма производит пластиковые заготовки для предприятий тяжелой промышленности, производителей игрушек и бытовых электроприборов).
Из этого плана видно, что фирма начинает получать прибыль с октября, т.е. три месяца спустя после своего создания. Себестоимость реализованной продукции неодинакова по месяцам, поскольку на разные месяцы приходятся неодинаковые затраты на покупку сырья, материалов и оплату труда, что может быть, помимо всего прочего, связано с рыночной конъюнктурой.
Для составления плана доходов и расходов необходимо прежде всего рассчитать объемы продаж по месяцам. Данные для подобных расчетов можно получить из специальных исследований рынка, из прогнозов или опытным путем. Для составления прогноза используются такие методы, как опросы потребительских настроений, опрос торговых работников, консультации с экспертами, анализ временных рядов.
Объемы продаж у новых предпринимателей обычно нарастают постепенно, а себестоимость реализованной продукции может «скакать» и в некоторые месяцы быть непропорционально высокой — все будет зависеть от ситуации, складывающейся в тот или иной момент на рынке.
План доходов и расходов должен содержать также оценки всех статей общефирменных расходов по месяцам первого года. Необходимо предусмотреть в плане все возможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам, поскольку цифры по месяцам могут сильно различаться между собой3. Например, торговые издержки, в частности расходы на командировки, выплаты комиссионных, представительские расходы и т.д., обычно выше, если фирма начинает осваивать новый рынок или увеличивает численность торговых работников. Доля торговых издержек в доходах от продаж в период становления предприятия также бывает довольно высокой, поскольку, чтобы продать товар никому не известной фирмы, требуется приложить больше усилий.
Расходы на зарплату будут зависеть от численности сотрудников и их специальностей. Ответ на вопрос о том, сколько специалистов и каких специальностей потребуется новому предприятию, должен дать организационный план, о котором мы будем говорить в следующей главе. Здесь же мы лишь обращаем внимание на то, что расширение дела может уже в первые месяцы существования предприятия потребовать увеличения численности занятых. Расходы на оплату их труда должны быть заранее предусмотрены и включены в план доходов и расходов. Например, если в янваpe планируется взять на работу новую секретаршу, расходы на оплату ее труда должны отразиться уже на январском показателе в графе «Зарплата». Точно гак же ь плане доходов и расходов следует предусмотреть и расходы на повышение зарплаты работающим сотрудникам.
Предприниматель должен также учесть, что с ростом фирмы возрастут и расходы на страхование, на участие в выставках, на аренду дополнительных складских помещений. Все это нашло свое отражение в плане, представленном в табл. 7.1. Так, расходы на страхование (страхование гражданской ответственности, медицинских расходов и т.д.) предусмотрено увеличить в течение года дважды — в ноябре и мае. Условия страховки можно выяснить непосредственно у той фирмы, в которой предприятие застраховано, а величину выплат можно определить в зависимости от выбранного вида страховки и от состояния дел на предприятии к тому или иному моменту. В феврале проводилась выставка, что выразилось в существенном росте расходов по статье «Реклама» за этот месяц. Все резкие «скачки» расходов, в том числе связанные с участием в выставках, необходимо помечать и внизу под таблицей давать их расшифровку В феврале фирма планирует увеличить свою задолженность, чтобы вложить эти деньги в прирост запасов и расширение площадей складских помещений. Добавление нового склада отражено в росте расходов на аренду в мае. Если бы планировалось закупить новое оборудование (станки, автомашины, грузовики и т.д.), это было бы отражено в приросте амортизационных отчислений.
Помимо плана доходов и расходов в разбивке по месяцам, финансовый план должен содержать также прогнозные данные на конец второго и третьего года, поскольку инвесторы обычно предпочитают, чтобы финансовый прогноз составлялся именно на три года вперед. Пример прогноза доходов и расходов на три года вперед для фирмы «Эм-пи-пи пластике» приводится в табл. 7.2. Данные на конец первого года перенесены сюда из табл. 7.1. По ним рассчитывается вес каждой статьи в доходах и эти данные используются затем для того, чтобы на основе агрегированного прогноза продаж за второй и третий годы получить для этих лет оценки отдельных статей расходов.
На третьем году своего существования фирма ожидает существенного роста своих прибылей по сравнению с первым годом. Не являются исключением и случаи, когда новое предприятие начинает приносить прибыль лишь со второго или третьего года, — все зависит от характера самого предприятия и объема первоначальных издержек. Так, сервисное предприятие окупится быстрее, чем предприятие, выпускающее сложную технику, создание которого требует больших капитальных затрат.
При прогнозировании эксплуатационных расходов на второй и третий год рекомендуется начать с тех статей, расходы по которым, по всей вероятности, не будут меняться. Расходы по таким статьям, как амортизационные отчисления, коммунальные услуги (плата за электричество, газ и т.д.), аренда, страховка и процент, нетрудно подсчитать, исходя из прогноза объемов продаж (доходов) на второй и третий год. Торговые издержки, расходы на рекламу, на заработную плату и налоги можно определить как долю от чистой прибыли за соответствующий год. При прогнозировании общефирменных издержек следует иметь в виду, что план не должен содержать заниженных оценок расходов и если уж ошибаться, так лучше в сторону их завышения. Если финансовый план покажет, что даже при таких издержках можно получить прибыль, значит, предприятие имеет неплохие шансы на успех.