УСЛУГИ ВНЕШНИХ КОНСУЛЬТАНТОВ

Предпринимателям нередко приходится прибегать к услугам внешних консультантов — бухгалтеров, специалистов по банковскому делу, адвокатов, торговых консультантов, экономистов. В настоящей книге мы уже не раз подчеркивали необходимость привлечения внешних консультантов для выработки решений по спорным вопросам. Со временем такие консультанты могут стать для организации «своими», фактически превращаясь в еще одно подразделение фирмы, образуя с ней неразрывное целое.
Чтобы отношения между предпринимателем и внешними консультантами были более прочными, следует очень внимательно подходить к выбору консультантов, стараться обеспечить их активное участие в делах фирмы уже на ранних этапах ее существования. Прежде чем заключать контракт с внешним консультантом, побеседуйте с ним, проверьте его рекомендации, задайте ему вопросы — вы должны убедиться не только в том, что он хороший специалист, но и что в человеческом плане вы с ним поладите. Помощь консультантов бывает особенно важна, когда предприятие только становится на ноги, поэтому рекомендуется заручиться их поддержкой как можно раньше.
Стройте свои отношения с внешними консультантами так, как если бы они являлись вашими поставщиками — в данном случае поставщиками советов. Ни один предприниматель не станет покупать сырье, не убедившись, что оно хорошего качества и что цена на него назначена приемлемая. Точно так же и с поставщиками советов — прежде чем заключать с ними контракт, расспросите их, сколько они просят за свои услуги, каков их опыт прежней работы, узнайте, как рекомендуют их те, кто уже прибегал к их услугам, и т.д. и т.п.
Заключив контракт с консультантом, не стесняйтесь спрашивать его, почему он рекомендует принять то или иное решение, из чего он при этом исходит. Очень важно, чтобы предприниматель понимал суть каждого принимаемого им решения и предвидел его возможные последствия. Найти хорошего консультанта несложно — обратитесь в Управление по защите интересов мелких предпринимателей, в свою отраслевую ассоциацию, в ближайший университет, расспросите коллег, родственников и знакомых. Если предприниматель твердо знает, чего он хочет, и сумеет подобрать себе надежных консультантов, их рекомендации могут стать важным вкладом в успех нового предприятия.