ВЫКУП С ПОДЗАЕМОМ

Выкуп с подзаемом — выкуп существующего предприятия другим предпринимателем или группой служащих того же предприятия за наличные с привлечением заемных средств. Как правило, выкуп с подзаемом (ВПЗ) имеет место в том случае, когда предприниматель, покупающий предприятие, считает, что сможет управлять компанией лучше, чем это делали его прежние владельцы. В качестве продавца в подобных сделках может выступать предприниматель или владелец предприятия, достигший пенсионного возраста и желающий удалиться от дел; крупная корпорация, которая хочет избавиться от филиала, который либо слишком мал, либо переживает трудности, либо не вписывается в долгосрочную стратегию фирмы; партнеры или группа владельцев, которые по какой-то причине решили отказаться от своих прав на предприятие.
Покупателю для совершения такой сделки требуется, как правило, привлечение крупных заемных средств, поскольку собственных средств для покупки целого предприятия обычно не хватает. Дополнительный выпуск акций для привлечения необходимых средств также далеко не всегда возможен, поскольку чрезмерное «разводнение» капитала компании может подорвать курс ее акций, т.е. остается единственный путь — финансирование покупки за счет долгосрочных (пять и более лет) ссуд, обеспечением которых служат активы выкупаемой фирмы. Источником заемных средств чаще всего оказываются банки, венчурные капиталисты, а также страховые общества.
В большинстве фирм, купленных через ВПЗ, заемный капитал намного превышает собственный — соотношение этих величин обычно бывает не меньше чем 5:1, а иногда достигает даже 10:1. С учетом столь тяжелого груза задолженности и высокой степени риска, связанной с успешной реализацией всего проекта, позволить себе совершить ВПЗ можно только в отношении благополучной в финансовом плане фирмы. Разумеется, и для таких фирм степень риска остается весьма высокой — это просто неизбежно при высокой доле заемного капитала. В структуре любого предприятия, перешедшего в новые руки через механизм ВПЗ, заемных средств по сравнению с собственным капиталом значительно больше, чем в среднем. Это обстоятельство действительно увеличивает финансовый риск, но успех ВПЗ зависит не столько от уровня задолженности, сколько от способности предпринимателя выполнить взятые на себя финансовые обязательства — т.е. аккуратно выплачивать проценты по задолженности и вовремя ее погасить. Способность эта зависит не только от талантов самого предпринимателя, но и от устойчивого финансового положения его фирмы.
Неудивительно поэтому, что большинство ВПЗ совершается в отношении компаний, которые стабильно приносят высокий доход, имеют сильный руководящий состав и прочное положение на рынке, — все эти факторы увеличивают шансы ВПЗ на успех. С целью снижения риска инвесторы нередко требуют также, чтобы предприниматель вложил в выкупаемую им фирму большую часть своего собственного капитала.
Как определить, стоит ли покупать ту или иную фирму через механизм ВПЗ? Для этого нужно тщательно взвесить каждое предложение. Во-первых, необходимо определить, не слишком ли высока запрашиваемая за фирму цена. Здесь возможно применение самых разных субъективных и количественных оценок. Оценивается конкурентоспособность отрасли, к которой относится предприятие, и положение самого предприятия в этой отрасли, определяется, насколько данное предложение интересно и на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемый им продукт, насколько силен состав руководящих и инженерно-технических кадров, которые не собираются уходить в связи с переходом компании в другие руки.
Чтобы оценить, справедлива ли запрашиваемая цена, потребуется провести специальные расчеты. О некоторых из них говорилось выше. Соотношение цены предприятия, предлагаемого на продажу, и его доходов, а также соотношение сегодняшней (дисконтированной) стоимости его будущих доходов и балансовой стоимости должны быть сопоставимы с аналогичным показателем для подобных фирм.
Если цена представляется справедливой, предприниматель должен оценить способность фирмы принимать на себя долги. Этот вопрос исключительно важен, поскольку предприниматель заинтересован в максимальном привлечении заемного капитала. Каков тот объем долгосрочной задолженности, с которым может справиться предлагаемая на продажу фирма? Здесь все зависит от степени риска, которая характеризует операции предприятия, и от стабильности его будущих денежных поступлений. Сальдо денежных потоков фирмы должно покрывать долгосрочные займы, на которые придется пойти ради ее выкупа. Если денежных поступлений приобретаемой фирмы не хватает, чтобы покрыть долгосрочные займы, разницу придется покрывать из собственных средств предпринимателя или из других источников.
Установив величину долгосрочного займа, которая может быть покрыта за счет денежных поступлений самой фирмы, предприниматель должен разработать подходящий финансовый пакет. Этот пакет должен не только соответствовать финансовой ситуации приобретаемой фирмы и финансовому положению предпринимателя, но и отвечать интересам тех, кто финансирует ВПЗ. Многое здесь будет зависеть от конкретной ситуации, однако есть и общие требования, которые необходимо учитывать при разработке каждого финансового пакета, например выплата дивидендов, выпуск ценных бумаг и условия, регламентирующие участие фирмы в новых рискованных мероприятиях. Нередко соглашение о ВПЗ с венчурными капиталистами включает обязательства, которые со временем могут быть обращены в обычные акции. Кроме того, часто специально оговариваются обязательные отчисления в фонд погашения долгосрочной задолженности.
Можно привести множество примеров как успешных, так и неудачных ВПЗ, но, пожалуй, ни один из них не привлек к себе такого большого внимания, как выкуп «Мейси» — известной сети универмагов. Хотя дела «Мейси», если судить по таким традиционным для торговых предприятий показателям, как отношение объема продаж к площади торговых залов, рентабельность и прибыль на инвестированный капитал, и до выкупа шли неплохо, объем получаемой прибыли все время снижался и талантливые специалисты начали уходить из фирмы. Выкупили «Мейси» сами ее сотрудники — 345 человек сложились и приобрели 20% акций торговой фирмы, стоимость которой оценивается в 4,7 млрд. долл. Сегодня еще слишком рано говорить о том, насколько успешной окажется эта сделка в долгосрочном аспекте, но, судя по первым признакам, все идет хорошо: в менеджерах начал пробуждаться дух предпринимательства и они уже не уходят из фирмы, как прежде, повысилась заинтересованность в своем труде — управляющие среднего звена в свое резервное время встают за прилавок, зарабатывая прибавку к основной зарплате; совет директоров прекратил заниматься мелочной опекой и сосредоточил свои усилия на долгосрочном планировании — теперь его заседания проводятся только пять раз в год, а раньше их приходилось созывать каждый месяц; объем продаж за первый квартал после ВПЗ вырос на 16% и достиг 1,2 млрд. долл., что примерно на 4% выше прогнозного значения.